Симультанный контраст или иначе его еще называют одновременный зрительный контраст — это явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета одновременно требует появления его дополнительных цветов, если его нет, то он сам его тут же создает. Цвета, которые возникают благодаря этому явлению, это лишь ощущения и объективно не существуют. Различают две разновидности симультанного контраста: ахроматический (светлотный) контраст и хроматический контраст.

  • контраст цветов

Суть одновременного ахроматического (светлотного) контраста в кажущихся изменениях светлоты предмета (или плоской фигуры, пятна) в зависимости от степени светлоты фона в сторону более светлого или более темного.

На рисунке изображен классический пример одновременного светлотного контраста: три круга одинакового светло-серого цвета, помещены на разные фоны: белый, темно-серый, и черный. Они воспринимаются разными по светлоте: на белом фоне темнее, чем на двух других.

Благодаря данному варианту симультанного контраста все цвета на светлом фоне кажутся более темными и менее яркими, а на черном, наоборот, более яркими и светлыми. Данное явление характерно и для ахроматических, и для хроматических цветов. Аналогично будут смотреться монохроматические цвета, т. е. цвета различные по светлоте, но в одном тоне (одинакового цвета). Степень проявления данного явления в значительной мере зависит от светлоты и насыщенности пятна, а так же фона, от разницы их яркостей пятна и фона, размеров фона и пятна, и от расстояния между пятном и фоном и формы пятна.

Явление одновременного светового контраста сопровождается не только потемнением или посветлением пятна, но и кажущимся изменением размеров. Светлое пятно на тёмном фоне кажется ещё светлее и больше, а тёмное – на светлом как бы уменьшается в размерах и темнеет. Этот вариант симультанного контраста  широко используется в живописи и фотографии особенно при подборе фона.

Второй вариант симультанного контраста — это одновременный хроматический контраст. Одновременный хроматический контраст — кажущиеся изменения оттенка цвета предмета (тела) или плоской фигуры (пятна) под воздействием цвета фона (или соседнего цвета), на котором (рядом с которым) он воспринимается в зависимости от этого цвета.

Это явление возникает при сочетании ахроматического цвета с хроматическими цветами, а так же при сочетании хроматических цветов, которые не являются дополнительными. При таком сочетании из этих цветов будет стремиться выдвинуть другой в направлении к его дополнительному. И они обычно оба изменяют свои оттенки. В таких условиях цвета приобретают динамическую активность (изменчивую вибрацию).

Классический пример одновременного хроматического контраста — три серых прямоугольника, расположенные на фоне трех первичных цветов. Создается впечатление, что к цвету серого прямоугольника чуть примешиваются дополнительные фону цвета: на желтом - слегка фиолетовые, на красном - зеленоваты, на фиолетовом - желтоватые.

При размещении тела, фигуры, пятна какого-либо хроматического цвета на разных по цвету хроматических фонах: желтый цвет на зеленом кажется чуть краснее, чем на красном (здесь он чуть зеленее). А на синем фоне желтый кажется еще желтее, ибо желтый и синий являются взаимодополнительными цветами в цветовом круге. Цвет на фоне своего дополнительного цвета приобретает большую насыщенность.

Влияние данной разновидности контраста зависит от соотношения размеров, насыщенности и светлоты цвета предмета и фона. Так, например, чем меньше площадь цветного пятна по отношению к площади фона, тем заметнее эффект изменения цвета.

Эффект одновременного цветового контраста не всегда желателен, и его нужно учитывать. Так, например, русые волосы рядом с красным платьем будут казаться зелеными, даже если сам цвет таковым не выглядит, или красно-рыжие тона волос могут создать впечатление зеленых бровей, слегка придать болезненный зеленоватый оттенок коже. Фиолетовая одежда и аксессуары могут сделать даже самый лучший блонд дешево-желтым.

Чаще всего данную разновидность симультанного контраста можно наблюдать в стилистике при несоблюдении закономерностей цветотипов. Если холодные цветотипы (зима и лето) одевают одежду ярко оранжевого цвета близко к лицу или красят волосы в ярко рыжий цвет, то лицо приобретает слегка сине-серый не здоровый оттенок. Тот же самый эффект не наблюдается, если этот же оранжевый цвет используют в одежде теплые цветотипы (весна и осень), так как у них тон кожи более желто-оранжевый и он находится в равновесии с цветом одежды.

Эффект симультанного контраста так же можно заметить, если теплый цветотип будет использовать в своем гардеробе холодные розовые оттенки или на волосах холодные красные (махагон). В этом случае так же будет образ восприниматься не здоровым.

Похожие материалы (по тегу)

1 Комментарий

  • Ковш Ковш 26 июль 2019

Оставить комментарий

Бесплатный мини online-курс

Косметическая химия для блондинок

Изучите химические особенности работы и состава косметики, необходимой для получения блонд цветов и уходу за ними, а также рассмотрите волосы и процесс их осветления под микроскопом вместе с нами

Сообщество Haircolor.org.ua