Исключительная особенность этого цветового контраста – его способность изменять и усиливать проявления всех других контрастов. Так, если в композиции, основанной на контрасте светлого и темного, большая темная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл.
В первом приближении достаточно принять во внимание светлоту тона. Чем светлее цвет, тем меньше должна быть его пропорция для достижения эффекта контраста.
Еще Гетте установил пропорциональные соотношения для чистых цветов в композиции, так желтого должны быть 9 частей, оранжевого - 8, красного - 6, фиолетового - 3, синего - 4 и зеленого - 6. Из этих соотношений можно определить пропорции для пар и троек цветов. Однако, данные соотношения сильно зависят от оттенка краски, её насыщенности и светлоты, поэтому на практике эти соотношения при создании образов с применением контраста цветового распространения подбирают на глаз.
Гармонизированнные таким образом цветовые плоскости производят впечатление спокойствия и устойчивости. Если в цветовой композиции вместо гармоничного спокойствия доминирует один цвет, то она экспрессивно-активна.
В сочетании с другими видами цветового контраста, эта разновидность способна усиливать их воздействие. Поэтому их и рекомендуют использовать вместе в композиции.
Принцип использования контраста цветового распределения в изобразительном искусстве, фотографии, одежде и на волосах заключается в том, что для усиления звучания какого-либо цветового оттенка, подчеркивания какой-либо детали или привлечении внимания, его задействуют в меньшем количестве. А если необходимо равновесие, то изменив соотношение площадей до гармонически правильных можно композицию сделать равновесной. Изменив пропорции цветов в композиции, можно создать новый цветовой эффект.