В большинстве случаев при окрашивании волос проводится их осветление. Например, любой процесс перманентного окрашивания включает в себя одновременно и осветление и изменение цвета или оттенка волос, даже если окрашивание идет тон-в-тон или темнее исходного цвета. Исключениями тут в некотором роде можно считать тонирующие демиперманентные краски, где осветления практически нет, либо семиперманентные и физические, где вообще нет никаких окислителей в составе продукта. Если мы хотим светлее оттенок, то вообще без осветления не обойтись и очень щелочные осветляющие составы удаляют пигмент с волос.

  • осветление волос

Немного о процессе осветления

Вне зависимости от того каким продуктом производится осветление, сам процесс одинаков, но будут некоторые нюансы в зависимости от типа продукта.

Исходный «родной» цвет волос содержит натуральные пигменты (меланины). С точки зрения колористики натуральный цвет волос — это нейтральный цвет (ахроматический цвет), хотя тут могут быть и исключения. Цвета натуральных волос в колористике рассматривают с точки зрения соотношения в них трех основных цветов. Так, например, цвету «блондин» соответствует ориентировочное соотношение С-КК-ЖЖЖ (1 часть синего + 2 части красного + 3 части желтого), а черному ССС-КК-Ж. Это чисто теоретический подход, так как в волосах нет синего пигмента как такового, однако он помогает понять процессы происходящие в волосах.

При наложении на волосы окисляющей смеси первым с волос уходит именно синий цвет, так как в волосах нет физических пигментов, которые его создают. Это заметно даже при окрашивании: в начальные моменты работы краски или осветляющего препарата. Далее осветляющая смесь подтравливает пигменты в волосах, что уменьшает их количество — это естественно отражается текущем цвете волос.

Чем больше пигмента разрушено, тем меньше меланинов остается волосах и тем светлее цвет получается по итогу. Что хорошо показано на картинке выше. Как раз этот оставшийся цвет волос и называют фоном осветления. Именно этот цвет влияет на конечный цвет и оттенок окрашенных волос. По сути это цвет меланинов, которые еще остались в волосах. Нельзя сказать, что это какой-то конкретный вид меланина (эумеланин или феомеланин), так как они присутствуют в волосах оба сразу и осветляются смесью одновременно.

Так что же такое фон осветления в колористике?

Фон осветления волос — это теплый цвет пигмента, который остался в волосах после того как синий цвет пропал и именно тот пигмент с которым придется иметь дело колористу при получении желаемого оттенка (подробнее — в статье “Колористика волос”).

Термин «фон осветления» не является нерушимым стандартом, поэтому у разных авторов аналогичные идеи также можно встретить под терминами «доминирующий остаточный пигмент» (dominant remaining tigment - DRP), «содействующий пигмент» у американцев, также используются термины “underlying pigment” (основной или базовый пигмент) и «unwanted pigment» (нежелательный пигмент).

Кроме этого фон осветления в некоторых учебниках и школах описывается просто как «стадии осветления волос», прости их авторы не делают акцента на специальных терминах. И действительно если осветлять черный волос, то в процессе осветления до белого цвета он пройдет все стадии (цвета фона осветления) одну за другой не пропуская ни одной стадии. Величина изменения цвета при осветлении напрямую зависит от количества пигмента в волосах, силы осветляющего средства и продолжительности обработки волос смесью.

Какие-то стадии пройдут легко и быстро, какие-то долго. Все это будет зависеть от структуры волоса и имеющегося пигмента волосах. Стоит, однако, отметить, что для некоторых волос осветление пигментов будет проходить настолько тяжело, что весь процесс осветления может застрять на одной из последних четырех стадий. В этом случае «очень светло-желтый» фон осветления будет практически недостижим.

При получении определенного фона осветления зачастую основной задачей колориста является или его нейтрализация, или дополнительное осветление. Однако в случае затемнения — напротив нужно будет получить необходимый для желаемого цвета фон осветления под основным цветом, чтобы получить по итогу желаемый оттенок. Без этого вы рискуете получить совсем не тот цвет, что ожидали.

Например, у блондинок, которые очень хотят пепельный цвет при самостоятельном окрашивании дома, даже при использовании самой дорогой осветляющей краски вместо пепельного блонда — получится грязный желтый блонд, как раз потому, что при самостоятельном окрашивании они не учитывают свой фон осветления. Аналогично самостоятельная попытка блондинки окрасить себя в пепельный русый оттенок может запросто закончиться зеленью на волосах — так как опять же не был учтен фон осветления ни текущий, ни необходимый для желаемого цвета. Потом подобные экспериментаторы над собой во всю обвиняют в произошедшем краску и меняют линейки красок и производителей, а по факту просто была ошибка в технологии подбора цвета или продукта для осветления или окрашивания.

Стандартизация фонов осветления

В парикмахерской колористике используется стандартизированная система уровней глубины тона, где есть четкая градация натуральных цветов волос (о чем подробнее написано в статье “Палитра красок для волос”) В дополнение к ней каждому уровню глубины тона определили соответствующий фон осветления, что более подробно отражено в таблице ниже и на картинке.

Название цвета волос Уровень глубины тона Фон осветления
Светлый блондин 10.0 Очень светло-желтый
Блондин 9.0 Светло-желтый
Светло-русый 8.0 желтый
Средне-русый 7.0 Желто-оранжевый
Темно-русый 6.0 Оранжевый
Светлый шатен (светло-коричневый) 5.0 Оранжево-красный
Шатен (Коричневый) 4.0 Красный
Темный шатен (Темно-коричневый) 3.0 Красный
Натуральный черный (Очень темно-коричневый) 2.0 Очень темно-красный (бурый)
Черный 1.0 Очень темно-красный (бурый)

На базе данной таблицы все бренды обучают коррекции цветов при осветлении и затемнении на своих собственных палитрах красок и хотя за основу нейтрализации и восполнения недостающих пигментов были взяты стандартные закономерности цветоведения, которые можно использовать. Но особености пигментов, составов красок, а также ассортимент цветовой палитры вынуждают каждый бренд подгонять эти закономерности специально под свои собственные продукты, поэтому они делают рекомендации четко под себя, отработав все на практике. Как пример вот таблица по нейтрализации фона осветления при работе с краской Estel Professional

А вот аналогичная таблица бренда Goldwell:

И тут бренды могут рекомендовать использовать для коррекции цветов как отдельные оттенки красок основной палитры цветов, так и специальные краски-корректоры или микстоны.

Аналогичные рекомендации есть и для процесса затемнения. Обычно используют процедуру предпигментации, подбор цветов для которой основывается как раз на фонах осветления. Подробнее она рассматривается в в отдельной статье “Предпигментация и препигментация”.

К слову некоторые бренды косметики пошли дальше и не просто показывают на своем обучении фоны осветления в виде таблиц, но и делают специальные палитры для удобства определения фонов осветления колористами и дальнейшей работы с ними.

Такие помощники встречаются не у всех, но их можно встретить особенно у крупных брендов типа Wella Professional, Schwarzkopf Professional и т.п.

Другие материалы в этой категории: « Характеристики цвета Палитра красок для волос »

Похожие материалы (по тегу)

Оставить комментарий

Бесплатный мини online-курс

Косметическая химия для блондинок

Изучите химические особенности работы и состава косметики, необходимой для получения блонд цветов и уходу за ними, а также рассмотрите волосы и процесс их осветления под микроскопом вместе с нами

Сообщество Haircolor.org.ua